Главная Имущество на реализации Оказание услуг автомобилями и спецтехникой Контакты
Главная О компании Новости Рынок автолизинга достиг дна

Рынок автолизинга достиг дна

 

И начинает восстанавливаться
Лизинг автомобильного транспорта показал наилучший иммунитет к кризису. По итогам 2009 года этот сегмент потерял меньше, чем другие виды лизинга, а в текущем году может пойти в рост. Участники рынка ожидают по итогам 2010 года увеличения объемов бизнеса на 10—15%.
В 2009 году лизинг автомобилей терпел убытки, как и другие направления лизинга. "Компании осторожнее стали относиться к процессу бюджетирования своих расходов и на время отложили покупку и обновление корпоративных автопарков", — комментирует управляющий директор "Райффайзен-Лизинг" Галина Майер.

И начинает восстанавливаться
Лизинг автомобильного транспорта показал наилучший иммунитет к кризису. По итогам 2009 года этот сегмент потерял меньше, чем другие виды лизинга, а в текущем году может пойти в рост. Участники рынка ожидают по итогам 2010 года увеличения объемов бизнеса на 10—15%.
В 2009 году лизинг автомобилей терпел убытки, как и другие направления лизинга. "Компании осторожнее стали относиться к процессу бюджетирования своих расходов и на время отложили покупку и обновление корпоративных автопарков", — комментирует управляющий директор "Райффайзен-Лизинг" Галина Майер.

Окончательные итоги прошедшего тяжелого года еще не подведены: в настоящее время "Рослизинг" собирает материалы, чтобы точно оценить масштаб потерь. По оценкам руководителя управления лизинга автотранспорта компании "Центр-Капитал" Алексея Андрющенко, в 2009 году объемы реализации автотранспорта по лизинговым схемам упали на 50—90% в зависимости от марки автомобиля. Галина Майер отмечает, что спрос в этом сегменте сократился примерно в два-три раза. Для сравнения, падение спроса на лизинг в целом по Петербургу участники рынка оценивают в десять раз.

В то же время динамика продаж отличалась от месяца к месяцу. Так, первая половина прошлого года стала почти катастрофой для большинства лизинговых компаний, в то же время уже к зиме были заключены новые контракты. По итогам девяти месяцев 2009 года, согласно данным исследования "Рослизинга", объем нового бизнеса в автолизинге упал почти на 73%, составив 19,7 млрд руб. Количество сделок составило 12 886, что на 65,8% меньше аналогичного периода 2008 года. Тем не менее сделки с автотранспортом по-прежнему остаются самыми популярными у лизинговых компаний: на них приходится 81% всех контрактов.

Среди различных видов транспорта больше всего пострадал сегмент грузовой техники. По оценкам Алексея Андрющенко, объем нового лизингового бизнеса по этому направлению в 2009 году снизился более чем на 80%. Около 70% потерял лизинг автобусов и коммерческой техники. Самыми устойчивыми к падению остались легковые автомобили: они были локомотивом роста автолизинга до кризиса и сейчас остаются наиболее ликвидными активами транспортных компаний. "Сегмент лизинга легкового автотранспорта сократился менее чем на 50%, по сравнению с общим падением автолизинга на 65%", — говорит г-н Андрющенко.

По мнению генерального директора "ПН-Лизинг" Романа Маланина, устойчивость к кризису проявляет также сегмент пассажирских перевозок. Спрос на городской транспорт малоизменчив, а автобусные парки требуют регулярного обновления. "Пассажироперевозчики давно используют финансовую аренду для приобретения новой техники, — говорит г-н Маланин. — Лизинг такого транспорта, как автобусы и микроавтобусы, продолжит развиваться и в дальнейшем".

В период кризиса лизинговые компании ужесточили требования к новым клиентам: повысили размер авансового платежа, стали более консервативны в выборе заемщиков, сократили сроки договоров, вместе с тем им пришлось бороться с неплатежами по уже заключенным контрактам. "Работа с дебиторской задолженностью для лизинговых компаний вышла на первый план. Мы провели реструктуризацию по некоторым договорам в целях снижения ежемесячных платежей и облегчения бремени наших клиентов. В целом нам удалось стабилизировать темпы роста дебиторской задолженности во втором полугодии 2009 года", — отмечает Роман Маланин.

"В нынешних условиях мы предлагаем клиентам, не уверенным в своих силах по оплате платежей, досрочный выкуп предмета лизинга, — говорит директор по развитию бизнеса Europlan Александр Михайлов. — В нашей компании просрочка за последний квартал 2009 года сократилась на четверть от аналогичного показателя первого квартала".

В то же время ведущие игроки предложили антикризисные программы для клиентов. Среди них лизинг подержанных автомобилей, скидки на контракты в рублях, экспресс-лизинг, дополнительные сервисы для лизингополучателей и т. д. "В кризис лучше планировать финансы, соблюдая рычаг и баланс движения денежных потоков, чем отвлекать все собственные ресурсы даже в небольшие покупки основных средств, — объясняет Александр Михайлов. — Мы уже сейчас наблюдаем заметное оживление на рынке лизинга".

По оценкам специалистов, ограниченность финансовых ресурсов и кредитных возможностей для корпораций может дать новый виток роста на рынке лизинга уже в 2010 году. "Сейчас бизнес вновь столкнулся со сложностями в привлечении долгосрочных кредитов, с помощью лизинга можно не только пополнить внеоборотные активы, но и сделать это с максимальной эффективностью", — говорит Алексей Андрющенко.

Источник: РБК daily

 

Вернуться назад